История

Нижегородский трамвай: 120 лет истории

Трамваи в Нижнем Новгороде, оказывается, ходили даже по Оке

29.03.2016 16:31:32 Зульфия Хасанова
0 5521

Значительная доля всех пассажирских перевозок общественным транспортом в Нижнем Новгороде осуществляется за счёт трамвая. Для нашего города трамвай – это не только средство передвижения, но ещё и туристический объект. Практически каждая вторая фотография города конца XIX - начала XX века не обходится без трамвайного вагона или путей! На трамвае можно одновременно ехать и слушать чудесные экскурсии об истории города.


Добрый, веселый, яркий цветной старичок – трамвай, потрескивая, фырча и звеня, летит по рельсам, разбрасывая множество брызг вокруг и пугая зазевавшихся прохожих. Бойко разгоняется от остановки до остановки или тихонько крадётся по узким улочкам города.


Мы, нижегородцы, гордимся тем, что трамвайная система Нижнего Новгорода - одна из первых в России, если не брать в расчёт Киев и ледяные трамваи Петербурга. Запуск трамвая в нашем городе был приурочен к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки в 1896 году. Интересно, что в первый же год в городе было открыто сразу четыре трамвайных системы, принадлежавших трём владельцам, причём на линиях разных владельцев применялась различная ширина колеи. Кстати, одна из линий, открывшаяся 8 мая на территории Кунавина, принадлежала всемирно известной немецкой компании «Сименс и Гальске», которая открыла движение от железнодорожного вокзала.



Мало кто сейчас помнит и тот факт, что до 1968 года одно из трамвайных депо располагалось в Кремле и называлось Кремлёвским или, ранее, Кремпарком. Кремпарк работал с 1925 года, когда под него было приспособлено здание бывшего манежа.


Наш знаменитый нижегородец Максим Горький в своих мемуарах вспоминал курьезный случай, когда «...бедняга - трамвайчик не смог справиться с поворотом и пассажиры, выбравшись, под руководством городового и вагоновожатого ставили вагончик обратно на рельсы, садились в него и ехали дальше, как ни в чём не бывало...».


Существовало в Нижнем Новгороде движение трамваев и по льду Оки. Этот опыт переняли у Санкт-Петербурга, где трамваи ходили по Неве. А у нас рельсы по льду были проложены примерно в том самом месте, где сейчас гордо стоит Канавинский мост.


Q0ArsE5Nd-8.jpg


У Нижнего Новгорода есть и настоящий трамвайный рекорд: по протяженности путей – 200 километров – наш город занимает третье место после Санкт-Петербурга и Москвы.

 

В последнее время мы всё чаще слышим споры вокруг трамвая. Владельцы автомобилей голосуют за расширение дорог за счет путей и их частичный демонтаж в центре города, пассажиры – за новые линии и новые вагоны. Отношение властей к трамваям очень разное. В Нижнем Новгороде уже исчезло некоторое количество путей. Вспомним, например, Похвалинский съезд, движение по Канавинскому мосту и площади Ленина. Нужно помнить, что наш трамвай – это неотъемлемая часть городского пейзажа и истории города, поэтому хочется увидеть не уничтожение, а совершенствование работы трамвайной системы в Нижнем Новгороде: увеличение скорости и частоты движения, больше современных вагонов.

 


0 комментариев
Другие статьи по темам
0 401
История Каким люди представляли мир? Смотрим старинные карты Статья о старинных картах и открытиях, изменивших представление человечества о мире
0 1409
История Почему 536 год был худшим для жизни Перевод статьи о самом темном году в истории, подготовленный нашей журналисткой Алёной Фалько
0 13058
История Экскурсия по Ковалихе От кузнецов до мистики. Интересная история улицы Ковалихинской  
0 5300
История 145 лет истории Речного училища Первого апреля 2017 года Нижегородскому речному училищу им. И.П. Кулибина исполняется 145 лет
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)