Интервью

Ребёнок и школа. Решение сложных ситуаций

Интервью с психологом Юлией Соколовой о трудностях в учебном году. Как помочь ребёнку? Как выжить студенту?

16.09.2018 15:08:52 Алина Пухова
0 3514

Тема правильного воспитания актуальна всегда и для всех, у кого есть дети, кто с ними работает, и особенно, кто планирует вскоре стать родителем. Важно знать и понимать, как обезопасить ребёнка от влияния негативных факторов жизни таких, как повседневные стрессы от школьных неудач, непонимание со стороны учителей и сверстников, которые воспитаны иначе. Все эти проблемы без должного их решения могут привести к печальным последствиям. Сейчас специалисты в области детства ведут активную борьбу с детскими трудностями, просвещая родителей, рассказывая им, как правильно развивать ребёнка с малых лет, помогать ему перед школой, поддерживать его в подростковом возрасте и даже быть наставником уже во взрослой жизни, не нарушая его границ. Об этом мы и поговорим сегодня. А также затронем тему студенчества, ведь молодёжи тоже не чужды стрессы, происходящие в учебном процессе.

Мы пообщались с Юлией Соколовой – современным детским психологом-практиком в направлении позитивной психологии.  


- Очень часто дети не хотят идти в школу, пытаются найти какие-нибудь отмазки. Что стоит делать в таких ситуациях? Постараться понять или заставлять?

- У детей, на самом деле, не бывает нежелания идти в школу просто так. Дети, особенно более взрослые, могут скрывать какую-то информацию, из-за которой и не хотят идти в школу. Поэтому родителям, в первую очередь, нужно просто поговорить с ребёнком, попытаться понять. Нужно найти подходящую ситуацию и спокойным тоном всё выяснить. Если разговор не складывается, как это обычно бывает, нужно идти к учителям. Но это тоже должно быть с разрешения ребёнка, чтобы избежать конфликтов. Можно заранее составлять список вопросов для учителей, то есть обговаривать эту беседу с ребенком.

- Из-за утомления или плохих впечатлений о школе иногда ребенок становится невротиком. Как распознать, что же с ним? Как отличить хандру и усталость от более серьезных вещей, вроде депрессии? 

- Если ребёнок не живёт один в квартире, то в любом случае это заметно. Конечно, в наш век все заняты. Родители должны банально спрашивать, как прошёл день у их ребёнка, были ли у него какие-нибудь интересные события. Бывает и такое, что ребёнок хорошо учится, учителя не жалуются, но он всё равно сникает. Значит, имеет место какая-то сторонняя ситуация: первая любовь или, к примеру, недовольство своей внешностью. Для родителей всегда должно быть правило: если есть ребёнок, всегда нужно держать руку на пульсе. Но при этом, если он не хочет разговаривать в определенные моменты, то не стоит лезть к нему в душу.

- Родители всегда хотят для своего ребенка хорошего будущего. Для этого записывают его во всевозможные кружки, секции, даже если он сам того не хочет. Стоит ли нагружать кружками, стараясь вселить в ребёнка жажду саморазвития или приобщить его к чему-то прекрасному?

- Такое рвение «нагрузить разными кружками» – своего рода нереализованная мечта взрослого человека. К примеру, мама хотела стать балериной, а у неё родилась дочка, и она сразу решила отправить её на балет. На самом деле, некоторым родителям очень трудно признать, что ребёнок – это отдельная личность со своими интересами. Бывает так, что ребёнок начинает рисовать, и у мамы/папы сразу загорается желание отдать его в художественную школу – ему же нравится рисовать! Родители уже продумали, как будут выставлять и продавать картины своего чада. А дети тем временем просто хотят попробовать всё: порисовать, позаниматься спортом, песни попеть в хоре. Родители считают, что всё – рисование, и ничего кроме рисования. И бывает, что ребёнку надоедает, краски и мольберты стоят в углу и пылятся. 


49875865d1b8.jpg

Есть такие родители, которые сами прописывают ребёнку будущее. У детей бывает полное отторжение. Но случается и наоборот. Поэтому нужно наблюдать. Смотрим, наблюдаем и видим разные грани в ребёнке. Стоит подкреплять интересы детей: если это то же рисование, то ходить в художественные галереи, участвовать в конкурсах, читать вместе книги по живописи и прочее.

- Почему дети начинают бунтовать? Часто они перестают слушать своих родителей и пытаются через свой бунт показать, какие они самостоятельные. Что с этим стоит делать?

- Здесь, скорее, речь уже о подростках. Без бунта в подростковом возрасте вообще, наверное, никак. Потому что это часть формирования новой личности, которая хочет показать свою самостоятельность. Подростки формируют свои определённые внутренние «традиции». А в это время родители не хотят, чтобы их дети расли, возникает диссонанс.

Если взглянуть на жизнь подростка, можно вполне понять его бунт. Это трудности со всех сторон: подростки не высыпаются (у них свой биоритм, не как у взрослых людей или маленьких детей), потому что поздно ложатся, а в школу вставать рано; они не успевают выучить уроки, получают плохие оценки и выговоры от родителей и учителей. А ведь ещё наваливается первая любовь…

В бунте есть и такой момент, как коллективизм: если у меня есть друзья, я буду поддерживать их во всех начинаниях. Родителям следует выяснить, с какими друзьями общается их бунтующее чадо, поговорить с ним об этом.

- А есть какие-то цифры, нормативы? Например, какое количество времени заниматься ребёнку музыкой, а какое – играть на улице.

- По цифрам: учащимся начальной школы на секции и кружки – не более одного академического часа в день. Более взрослым детям – по Их желанию.

Родители видят возможности ребёнка. Есть дети очень своеобразные, они заточены на обучение, у них ребёнка и вся неделя может быть занята, и им это будет в кайф. Такие дети с блеском в глазах рассказывают обо всех своих кружках, они в восхищении. А есть дети-интроверты, им групповые кружки не по душе. Им нужно выбирать более спокойные, малогрупповые занятия.

И опять же: родителям часто хочется наверстать что-то с помощью своих детей. Раньше не было такого количества секций, а сейчас многочисленные детские центры, кружки, которые предлагают что-то очень интересное. Дети уже пресыщены, они уже всё попробовали, а вот у родителей это вдохновение есть. Взрослые находятся в работе, поэтому им интересно ходить с детьми на кружки, наблюдать. Здесь главное не переиграть, потому что дети морально могут устать. Им необходима передышка, время поиграть на улице со своими ровесниками.
 

- Как понять, к чему у ребенка есть склонность?

- Он сам покажет. Есть те, кто не показывает, но через игру это можно понять. Если родители вообще не понимают, то можно идти к психологу, у которого в арсенале много игровых техник. И здесь самое важное – уметь наблюдать, ребёнок сам себя проявит. Наблюдать, какую роль ребёнок выполняет в тех или иных играх: вдруг он командует строем или же делает куличики в песочнице. Исходя из этого можно сделать выводы. Иногда родители не дают ребёнку, например, что-то сделать из теста – ведь он испачкает себя и всё вокруг. Или же ребёнок сам рвётся заняться уборкой, вымыть полы, а мама запрещает, потому что он сделает неправильно, прольёт воду и так далее. Нельзя запрещать, нужно эти желания как-то корректировать, помогать. А полностью запрещать – это значит показать ребёнку, что ему вообще не нужно заниматься этим делом. Нужно смотреть на детей, и тогда вы увидите, к чему у них есть предрасположенности. 




- А как быть в тех случаях, когда ребёнок, допустим, хочет стать физиком, но способности у него явно к рисованию?

- Берём сразу обе сферы: рано или поздно одна отсеется, либо две сферы объединятся. В нашем мире появляются новые профессии, уникальные, которых раньше никогда не было, а многие старые профессии отмирают. И что не может не радовать: некоторые люди сами придумывают для себя профессии, объединяя свои возможности (я умею красиво рисовать) со своими желаниями (я хочу быть физиком-ядерщиком). Родители могут подсказывать, без давления, то есть говорить, что у ребёнка есть особый талант к чему-то. Попросить его подумать, как можно объединить разные увлечения. В принципе, если мы правильно общаемся со своим ребёнком, то всегда можно найти какой-то компромисс, от которого все выигрывают.

- Теперь ещё более серьезный вопрос. Буллинг, или же унижение и прессинг в школах. Он бывает и со стороны соучеников, и со стороны учителей. По каким симптомам можно понять, что ребенка в школе «буллят»? И как выходить из ситуации? 

- Нередко ребёнок, услышав разговор родителей, осуждающих другие семьи, может рассказать это в школе, особенно, если ребёнок активный. То есть, как один из возможных элементов буллинга – выход из семьи. Если ребёнка правильно воспитывали: что нельзя обижать слабых или тех, кто не похож на тебя, то ребёнок этого делать, конечно же, не будет. Учителя тоже иногда поддерживают этот момент из-за психологической усталости, выгорания. Они тоже могут высказать некорректную фразу в классе при всех остальных. И учитель у нас является авторитетом для детей, особенно в начальной школе поэтому каждое его слово будет основой для того, как относиться к этому ребёнку.

Определить, «буллят» ли вашего ребёнка в школе можно элементарно. Теряются канцтовары, пропадают другие вещи. Дети начинают уходить от вопросов, юлить. Могут быть помяты тетрадки, учебники, хотя сам ребёнок аккуратный. Чаще всего, конечно, происходит психологическое давление: обзывают, шантажируют. Сейчас в соцсетях делают разные локальные мемы, фото-жабы, просто постят унизительные фото и прочее. Родители должны сразу же пресекать эти моменты и обращаться к учителям. Учителя часто отвечают, что они ничего не видят и не замечают, либо списывают буллинг на обычную социализацию. Это не обычная социализация. А игнорирование проблемы со стороны учителя – в корне неправильно. Он должен собирать детей и обсуждать сложности, конфликты.

Нужно уметь правильно реагировать, когда ребёнок сам приходит и рассказывает о буллинге. Нужно всегда всё выяснять и обсуждать. Дети должны чувствовать опору и поддержку со стороны взрослых. Просто перейти в другую школу, сохранив некое клеймо жертвы, не выход.

- О студентах. Они нередко ленятся что-то делать для своего же будущего и просто «забивают». Здесь мама с папой уже вряд ли замотивируют встать с дивана. Что вы можете сказать о моменте такого кризиса в жизни молодого человека или девушки?

- Очень хорошая практика, на самом деле, когда после выпуска из школы ребёнок может год отдохнуть. Это практикуется за рубежом. У меня лично большое количество примеров, когда студенты на 2-3 курсе осознают: боже мой, зачем я поступил на этот факультет. У парней часто бывает так, что нужно просто спастись от армии. А некоторые, выйдя из школы, скинув с себя 11 лет учебных мучений, не очень сильно хотят поступать, но на них влияет давление, что нужно получить высшее образование.

Если девушка или юноша не могут определиться, то им лучше дать себе передышку: поработать в каких-то сферах, попробовать себя на каких-то работах. Пока ты молод, у тебя есть возможность выбирать места работы. За этот год может произойти переоценка ценностей. Ребёнку, например, нравится ресторанный бизнес, он начинает думать, что с этим можно сделать. Главное, чтобы не разошлось с родительским мнением, что нужно быть физиком-ядерщиком J Либо, наоборот, человек поработал где-то и понял, что это вообще не его.

Родители считают, что лучше быстрее отучиться и быстрее пойти на работу. Но момент с поступлением нужно садится и вместе обсуждать. Родителям стоит дать ребёнку возможность поискать себя. Есть ребята, которые категорически не хотят оставаться в своём городе – смотрим варианты в других городах. Такие кризисы часто появляются из-за нагнетания обстановки: к примеру, дома тебе говорят, что ты должен уже жить самостоятельно, или же, наоборот, не хотят отпускать никуда. Здесь уже ребёнок должен сам понять, чего он хочет, а затем уже достаточно настоятельно объяснить родителям свои цели, и что из этого может выйти. Это всё опять-таки в спокойных тонах, именно краткая беседа. 


universitet-auditoriya-lektsiya-studenti.jpg

- Как побороть в себе нежелание учиться? Да и нужно ли бороться с ним? Может, это знак к тому, чтобы все изменить.

- Ну, может быть, и знак, но если этот знак упал на 3 курсе, то лучше свою лень побороть и закрыть этот этап своей жизни, потому что диплом лишним никогда не будет, всё полезно. А по поводу лени – нужно преодолевать, нужно поговорить с собой. Например, что произойдет со мной, если я не пойду на лекцию: я не буду знать материала, возможно, у меня буду проблемы с преподавателем, мне придётся это переписывать, а это двойной труд. Плюс еще это грозит тем, что можно не сдать экзамен и вылететь из института. А там либо армия, либо родители съедят тебе мозг. Если я не ошибаюсь, это называется «метод абсурда», когда доводишь до абсурда все эти моменты. То есть диалог с самим собой – очень помогает. Рано или поздно всё проходит: и лень может пройти, и курсовые все пройдут, и экзамены все закончатся.

- И напоследок: как студентам выявить у себя астению, отличить ее от лени? Когда действительно пора сбавить темп, дабы не навредить себе?

- Здесь, наверное, нужно смотреть определение астении. Потому что, если человек знает, что это такое, то он выявит по симптомам. Но есть люди, которые читают медицинские справочники и находят в себе все болезни, о которых они только что прочитали... Поэтому, в первую очередь, нужно стараться не допускать астению: здоровое питание и хороший сон. Если происходят авралы на учёбе или работе, человек может ощутить усталость, недосып, стрессовое состояние. Бывает, что ты находишься в какой-то гонке и не ощущаешь, что у тебя внутри происходит. Но тебе обязательно об этом кто-то скажет: укажет на мешки под глазами, на отсутствие причёски, плохо выглядишь и ничего не успеваешь. В этот момент нужно остановиться, проанализировать весь свой график, весь свой день, что с тобой не так.

Тайминг, графики, подстроенные под себя – отличное решение. Нужно учитывать индивидуальные особенности при составлении своих графиков, например, для интровертов большой стресс – быть в людных местах.

Нужно обращать внимание и на погодные изменения. Если мы видим, что целую неделю будут тучи и дожди, то лучше заготовить себе что-то витаминное, травяные чаи, добавки.

Ищите баланс с жизнью большого города. Нужно уметь расслабляться: кто-то для этого ходит в фитнес-клуб, кто-то на медитацию, а кто-то будет просто сидеть, пить горячий шоколад у себя дома с книжечкой в руках. Выявите свой баланс между активность и пассивностью. И пассивное времяпровождение очень важно, ведь человек должен смотреть в себя, концентрироваться на своих ощущениях и мыслях.


Фото: Алина М. и иллюстрации из сети интернет 



0 комментариев
Другие статьи по темам
0 2899
Интервью «Каждый день сопереживаю и резонирую» Интервью с Анеттой Орловой. Как справляться с эмоциями, как построить отношения и почему тяжелая болезнь стала причиной перемен к лучшему в жизни Анетты?
0 3362
Интервью От швейной фабрики до арт-пространства Управляющий фабрики «Восход» Арсений Цепкин о том, как из бывшей швейной фабрики выросло новое арт-пространство
0 3563
Интервью «Лошади всё равно, какие мы и сколько зарабатываем. Это безусловное принятие подкупает» Что такое иппотерапия и как она вызывает привыкание? Чем лошадь может помочь человеку и как они становятся друзьями? Об этом в нашем интервью со специалистом по иппотерапии Мариной Лукиной
0 4611
Интервью Вам не нужны уроки макияжа – вам нужен хороший визажист! Интервью с талантливым визажистом Милой Сазоновой. Об аэромакияже, естественности и запоминающихся работах со звездами
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)