Интервью

Дарья Шорина: «Архитектура - это не профессия, это стиль жизни»

Директор «О’Город» о прошедшем фестивале, его участниках и об интересной судьбе объектов

06.07.2016 11:12:00 Наталья Бадьина
0 5120

- Расскажите о первых эмоциях после фестиваля - они самые ценные.


- Фестиваль прошел совсем недавно, поэтому эмоции сейчас сильные, и невозможно еще дать здравую оценку. В целом впечатления у меня и у команды очень хорошие.


В финальный день фестиваля мы не успели отдохнуть - бегали по площадке, занимались координацией всех активностей, которые должны были происходить. Но иногда я останавливалась, оценивала всю картину со стороны. Мне казалось, что фестиваль живет очень естественно, нет какого-то бешеного ажиотажа, когда куча народа, люди приходят волнами и обязательно хотят взять все от события по стандартному сценарию - еда-мастер-классы-фотозоны-маркет-музыка. Здесь такого не было. Люди с интересом участвовали в презентации объектов, а затем просто оставались и приятно проводили время в сквере, в котором появилось все необходимое для воскресного городского отдыха. Весь сквер в день «О’Города» наконец включился как городское пространство и наполнился жизнью. И для нас это важный итог. Было на что посмотреть, где отдохнуть, как себя развлечь… Всё прошло позитивно, органично и душевно.


Когда готовишься к событию целый год, всегда есть ожидание, что всё пойдет по идеальному сценарию. Но потом начинается дождь, жара, снег, опаздывают поезда, люди или появляются еще какие-то обстоятельства, которые мешают свершиться всему по строго начерченному плану, поэтому важно, когда большая часть намеченного удается и общее впечатление хорошее. Основным результатом «О’Города» всегда являются объекты - в этом году они нам очень нравятся.




- Фестиваль зародился в 2009 году. Что кардинально изменилось с первого фестиваля и до последнего?


- Недавно общалась с человеком, который наблюдает за нашим фестивалем с 2009 года, он сказал, что для него первый фестиваль со стороны казался менее прикладным в плане утилитарной ценности объектов и более нацеленным на поиск и создание художественного образа.


А последние года три объекты помимо архитектурной эстетики несут еще серьезную функциональную нагрузку. В рамках фестиваля возвели много объектов для отдыха, развития, спорта, проведения мероприятий, размещения информации, книгообмена. Это неслучайно так. Конечно, здорово делать городские скульптуры, арт-объекты, но невозможно заниматься только этим, когда нет адекватной городской «мебели». Поэтому хочется, чтобы объект был не только красивым, но и функциональным.


В любом случае архитектура - это комплекс. Например, место для сидения, помимо утилитарных и конструктивных требований, должно быть эргономично, отражать контекст, нести концепцию автора и художественную ценность, а не просто представлять из себя горизонтальную поверхность на 4 ножках. В объектах должна быть видна работа профессионалов. Все объекты «О’Города» выглядят не так, как многие привыкли, или вообще предлагают новый формат благоустройства зон отдыха в Нижнем, и это хорошо.


Еще, конечно же, изменился наш подход. Рождалось все в 2009 году как профессиональная тусовка, место экспериментов. А теперь мы считаем нужным, чтобы фестиваль, помимо профессионального общения, получения опыта и рождения новых объектов, активно вовлекал жителей Нижнего Новгорода, был большим городским праздником. Мы работаем и над этим.


Общая фото 21 11-56-2.jpg

- Понятно, что есть люди, которые приходят увидеть объекты, испытать их, но именно участвовать в строительстве, помочь в их возведении может любой желающий?

- Работать вместе с архитекторами на этапе возведения в качестве помощников мы приглашаем всех неравнодушных. Всегда есть, что сделать. Концепция фестиваля предполагает, что архитекторы привлечены от начала и до конца – от зарождения идеи до возведения объекта. Сами они зачастую не являются специалистами в производстве строительных работ. Для них это тоже новый опыт. Здесь важно желание включиться в процесс. К тому же, есть технические специалисты фестиваля, которые готовы помочь.

 

В этом году было более 30 волонтеров, которые помогали на этапе реализации и монтажа объектов. Всем нашлось, что делать. Все внесли посильный, даже немалый вклад.

- Конечно, ощущение, когда что-то создаешь, непередаваемое.

- Да! Потом проходишь, смотришь на объект и знаешь, что ты имеешь какое-то отношение к этому. Это очень приятно. По-другому начинаешь относиться к своему городу и своей роли как горожанина. Думаю, за этим люди приезжают участвовать и приходят помогать на наш фестиваль.

- Многие объекты становятся популярными, люди ими пользуются, спрашивают, что это, откуда взялось. Но интересна дальнейшая судьба объектов фестиваля, случалось с ними что-то необычное?

 

- У нас был проект с интересной судьбой ― павильон «У реки» ― белая стена со смотровой площадкой. Авторы объекта, самарская команда «lim_architects», сделали его очень лиричным по концепции и минималистичным по форме. Но белая поверхность на откосе так и привлекала людей, чтобы что-то на ней написать.


dc8ad6_4435205f894948b0806c0c2736cb4804.jpg


Архитекторы говорили, что им интересно, как будет происходить взаимодействие. Они думали, что это станет вроде стены любви, и люди станут писать добрые послания. Но это было не совсем так. Позже граффитчики окончательно «забомбили» поверхность. В мае мы вышли на «огородный» субботник, покрасили «О’чки» и эту стену. Но мы понимали, что все повторится, - невозможно контролировать поток «любви» горожан. И решили, что нужно провести арт-реставрацию и вообще можно обновлять некоторые объекты каждый сезон. Обратились к стрит-артистам Нижнего Новгорода, и художник Никита Nomerz откликнулся. Когда он прислал эскизы, у нас не было и доли сомнения, что надо это делать. После работы Никиты, кажется, что у объекта новое дыхание открылось. Надеюсь, это отвернет людей от вандализма.


Посмотрим, как будут развиваться события. А то вдруг еще сожгут. В 2014 году была установлена огромная «Брокколи» в парке Свердлова. Кто-то решил ее поджечь, подгорело основание и объект упал. Пришлось убрать, а все так любили эту скульптуру…


Больно смотреть. Наши участники и мы вкладывает много сил и души в то, чтобы в городе появились новые и интересные объекты, многие нижегородцы пользуются ими очень активно - приходят отдохнуть, фотографироваться… а другие - портят. Зачем? Некоторые люди не понимают, для чего все это делается. Вот и на этом фестивале в сквере было несколько человек, которые говорили: для чего вы это всё наставили, на что тратите деньги, никому это не нужно. Знаю, что мнения всегда будут неоднозначные, но все равно обидно слышать подобное, ведь наша команда специально целый год ищет средства и партнеров для проекта, чтобы с каждым фестивалем все больше общественных и культурных мест Нижнего Новгорода могли получить новую жизнь.


- Думаю, надо прояснить для жителей, сколько работы проделывается, чтобы фестиваль состоялся.


- После анализа площадки, технического задания, мы запускаем конкурс. В рамках которого нам присылают заявки на участие и проекты: чертежи, как объект будет выглядеть, его описание, смету. Мы передаем эти заявки в конкурсную комиссию, которая формируется из экспертов в области архитектуры, искусства, дизайна, культуры. Эти эксперты выставляют оценки и пишут свои комментарии: что добавить в этот объект, что изменить. После чего у нас появляется шорт-лист объектов, набравших большее количество баллов. Обычно это около 10, иногда чуть больше или, как в этом году, меньше. Мы передаем эти объекты шеф-куратору и техническим специалистам, они уже взаимодействуют с участниками, а это большая комплексная работа, параллельно с которой мы готовим все необходимое - материалы, инструменты, площадку, чтобы реализовать объекты. Потом на несколько дней приезжают сами участники, собирают и устанавливают объекты, а в финальный день проходит их презентация всем гостям в рамках праздничного заключительного дня фестиваля.




- Откуда приезжает больше всего участников? Наверняка есть города, которые каждый год на фестивале.


Обычно участники из тех городов, где есть архитектурно-строительные вузы, школы: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Пенза. Это такой круг, откуда всегда есть заявки. Но были участники, например, из Волгограда, Красноярска, Краснодара, Иркутска, Минска, других стран… Получается очень широкий охват.


Для архитекторов это как трудовой туризм. Отдых проходит в жесточайшей работе, но участники всегда уезжают довольные. После фестиваля мы расстаемся такими друзьями, как будто провели вместе не 4 дня, а 4 года.


- Какие главные цели выделяете для себя этим фестивалем?


-У фестиваля, как и у команды, цели одинаковые. Прежде всего, развитие городских пространств через малую архитектуру, которая дарит жизнь забытым или неблагоустроенным территориям. Вовлечение горожан – людям необходимо понимать, что это очень нужно. Развитие городской среды Нижнего Новгорода должно стать и их потребностью тоже. Хочется, чтобы люди именно ждали качественной и архитектурно осмысленной среды от парков и скверов, от городских улиц, бульваров, площадей.


Мне нравится, как про другую цель фестиваля рассказывает один из моих коллег. Он говорит, что у архитектора есть такой возраст, когда он молод и очень хочет что-то сделать, но пока еще недостаточно компетентен для чего-то сложного и большого - с ним должна работать большая команда старших коллег, специалистов и смежников, на него влияют интересы заказчика и подходы подрядчиков по строительству. Свежий авторский подход молодых архитекторов размывается и трансформируется в реалиях проектного бизнеса. Но архитектор(дизайнер) всегда может приехать на фестиваль «О’Город» и попробовать реализовать свои идеи, но в меньшем формате. И это действительно так. Нам важно создавать площадку, чтобы молодые специалисты могли влиять на городскую среду, творчески высказываться и получать опыт, профессиональный и эмоциональный, потому что фестиваль - это общение, знакомства, объекты в портфолио и обратная связь от посетителей фестиваля и горожан. И это важно.


Когда живешь в какой-то среде, ты не можешь о ней не думать или не взаимодействовать с ней. «О’Город» - это как раз способ работы с городом, способ делать его лучше через проекты и через инициативы развития городских пространств, поэтому мы этим и занимаемся. 


Фото: Анна Липман, Михаил Солунин, Анастасия Жирнова и из архива фестиваля «О’Город»
​​​​​​

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 2887
Интервью «Каждый день сопереживаю и резонирую» Интервью с Анеттой Орловой. Как справляться с эмоциями, как построить отношения и почему тяжелая болезнь стала причиной перемен к лучшему в жизни Анетты?
0 3345
Интервью От швейной фабрики до арт-пространства Управляющий фабрики «Восход» Арсений Цепкин о том, как из бывшей швейной фабрики выросло новое арт-пространство
0 3553
Интервью «Лошади всё равно, какие мы и сколько зарабатываем. Это безусловное принятие подкупает» Что такое иппотерапия и как она вызывает привыкание? Чем лошадь может помочь человеку и как они становятся друзьями? Об этом в нашем интервью со специалистом по иппотерапии Мариной Лукиной
0 4597
Интервью Вам не нужны уроки макияжа – вам нужен хороший визажист! Интервью с талантливым визажистом Милой Сазоновой. Об аэромакияже, естественности и запоминающихся работах со звездами
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)