Культура

«Женщины моего экзорцизма» или Искусство найти себя

Весеннее послепраздничное интервью с художницей Радой Ийя: о женщинах, магии и искусстве прийти к себе

14.03.2018 20:11:19 Лалита Балачандран
0 3173

Погода пока еще не очень весенняя, но птицы поют все громче, а солнце греет все теплее. И пока мужчины брали штурмом магазины цветов, женщинам не мешало бы подумать, а что значит 8-ое марта именно для них? Просто лишний выходной или все же это еще один шанс понять, кто такая женщина и каково ею быть. Об этом и не только – в нашем материале.

В Женский день, 8 марта, в ЮЛА PIZZA открылась выставка художницы Рады Ийя «Женщины моего экзорцизма». Nevvod побеседовал с Радой о необыкновенно важных вещах – поиске себя, роли символов в жизни, смерти, индивидуализме и, разумеется, о неповторимых картинах этой художницы.

- Рада, расскажи, о чем твоя новая выставка?

- В первую очередь, она посвящена моему Дню рождения. Точнее даже Перерождения. Это выставка о женской силе, сестринстве по всему миру. С выставки я начну историю проекта, который будет бесконечным. Хочу поехать с картинами в тур по городам: по следам тех женщин, которых я писала. Буду вести съемку, брать интервью у этих женщин. В планах – создание книги женщин моего времени с комментариями и историями опубликованных в ней фотографий. Для меня важно создавать женскую современную историю. «Женщины моего экзорцизма» – проект о современных женщинах, о женщинах «новой волны», которая только набирает обороты.

- А кто они – женщины «новой волны»? И чем они отличаются от «старой волны»?

- Не знаю, когда началась эта волна, но я вижу, как активно она набирает обороты. Эта волна любви к себе: женщина перестает искать свой образ снаружи и выходит на путь индивидуализации, когда она не зависит от каких-то стереотипов, влияющих на нее. Суть женщин «новой волны»: они смотрят на жизнь из своего центра. Они взвешивают и анализируют, что им нравится, где им комфортно. Модель вертикального карьерного роста отошла, и женщина развивается уже горизонтально. Она выбирает то, что ей нравится, то, что приносит ей удовольствие. Да, это немного гедонизм. 




- Здесь просто нельзя обойти стороной феминизм. Каково его место в искусстве? Можно ли его изобразить?

- Изобразить можно все. Тут надо опять же вернуться к женщинам «новой волны». Не хочу вешать ярлыков, феменизм у большей части общества вызывает негативные ассоциации. Феменизм «новой волны», о котором я и хочу рассказать, – настоящий. Это о женщинах, которые ни с кем не борются. Они всю энергию направляют внутрь себя, на свое развитие и наполнение.

- Читая о выставке, я наткнулась на формулировку «спиритический портрет». Чем он отличается от обычного?

- Я живу по символам. И мое искусство – неразрывное сочетание эзотерических знаний. Я обожаю магический реализм: Маркес, Исабель Альенде, все, что входит в Латинскую Америку... Честно говоря, до какого-то времени я думала, что вообще не умею портреты писать. У меня нет академического художественного образования. Да, я закончила художественную школу, в университете изучала дизайн интерьеров и историю искусств. Но мне не хочется загонять себя в тесные академические рамки. Творчество – это вдохновение и свобода. Когда зрителя от вида картины начинает потряхивать, от энергии, которую вложил туда художник. А спиритический портрет – это отражение и набор символов, которые у меня ассоциируется с этой женщиной на картине. Я пытаюсь прочувствовать ее дух. И реализую это в портрете. Для меня очень важно, что выставка проходит на площадке кафе: сюда дойдет больше людей, чем до галереи.

- И какими символами ты пользуешься, чтобы изобразить своих женщин?

- О, у меня своя вселенная символов. Я собирательница-сорока, в путешествиях всегда захожу на блошиные рынки. Живу по знакам, снам. Это можно принимать или не принимать, с тобой происходит то, во что ты веришь. Я пропускаю символы через себя, давая им новую историю. Большинство сакральных предметов уже отходят и приобретают совсем другое значение. Например, доска Уиджи. Общество сейчас основывается на технологиях, на инновационном прогрессе. Информационное поле всегда диктовало нам определенное отношение к предметам. На самом деле, история намного глубже. Моя задача, как художника – не потерять эту историю, а восстановить и на ее фундаменте создать что-то новое.


utnzq8DAvAI.jpg

- А почему «экзорцизм»? У многих это слово ассоциируется исключительно с ужастиками.

- Если обратиться к истории оккультизма, заглянуть в демонологию и подумать, почему в людей вселяются демоны – бесы, которые разлагают человеческую душу – они делают это для выкачивания энергии. Из-за внутренней слабости и неподготовленности человек не может с этим бороться. В социальном плане происходит то же самое: в процессе роста и развития женщина цепляет много энергетических паразитов. Я называю это «пропаганда нездоровой мысли». Типа «не сиди на углу – замуж не выйдешь». Много паразитов из СМИ, школы, от родителей. Это замыкает женщину в себе, она постоянно сравнивает себя с кем-то, как ей кажется, более хорошим, лучшим. Девочки-подростки видят несоответствие навязанных стереотипов своей собственной жизни и расстраиваются. Как, например, в художественной практике: ребенок с 10-ти лет старается передать реальность так, как он ее видит. Формируется свое символическое мышление. И если дом, который он рисует, непохож на настоящий, он опять же расстраивается. Здесь очень важна поддержка родителей, ведь так важно донести ребенку мысль, что его дом должен быть таким, каким он сам его хочет видеть. Это все о комплексах, о детстве. И примеры женщин, которых я нашла, в основном, в Инстаграме, очень помогли мне в кризисный момент. У меня был пример настоящих индивидуальностей.

- А кто они – героини твоих портретов?

- Мои героини живут по всему миру. Женщины притягиваются друг к другу, и миф о том, что женской дружбы нет – всего лишь миф, навязанный мужчинами. Женщины, которые находятся на одной волне, встречаются не случайно. Я чувствую «своих» женщин, они чувствуют меня. Их пример, посыл в мир сильно заряжают. Портреты таких женщин – на моей выставке. И на всех портретах я пишу цитаты из их Инстаграма, указываю ссылку на них. С частью женщин я переписываюсь, с частью я незнакома, просто нашла их в социальных активностях. Это и есть сестринство. Между женщинами – огромные канаты, и только женщины могут эти канаты увидеть и почувствовать. Именно благодаря тому, что я нахожу своих героинь в Инстаграме, я смогла побороть один из своих страхов. Мы закрылись даже в социальных сетях: помнишь, поначалу все друг дружке что-то писали на стене Вконтакте. Сейчас же, если тебе поставили лайк – уже хорошо, а если написали комментарий – это высшая похвала тому, что ты сделал. Грустно, что мы так сдерживаем свои эмоции. Если хочешь сказать – говори! Скажи человеку, что тебе нравится то, что он делает! Ведь тебе было бы так приятно, скажи тебе кто-то об этом. Я пишу честно: «Ты такой(ая) молодец, продолжай этим заниматься!» 




- Ну, сейчас модно быть интровертом, который в себе закопался.

- Могу сказать, что раньше я была стопроцентным интровертом. Но в процессе поиска себя я буквально перезагрузилась. И сейчас я подошла к тому, что я – другой человек. У меня есть яркая душа, зачем я ее скрываю? Нужно показать ее не только в своих работах, но и в общении. Это делает меня счастливой женщиной.

- Женщины и женственность... Что такое женственность?

- Я, скорее, могу говорить об индивидуальности. Когда я вижу женщину, мне важно почувствовать ее индивидуальность. Может, она еще её не осознала, а, может, уже несет её миру. Но сразу чувствуется, когда человек – женщина ли, мужчина ли – обладает харизмой и пониманием того, зачем он живет. Видно, что человек себя любит.

- Любовь к себе – очень актуальная тема. Как именно женщина должна любить себя?

- Расскажу историю, как я сама пришла к себе. В какой-то момент своей жизни я почувствовала очень сильный дискомфорт. Я также занималась искусством в другом жанре – писала в жанре импрессионизма. И я поняла что все, больше не могу. Картины приносили мне регулярный и хороший заработок, но это меня не питало. Я не могла больше тратить на это свою энергию и свою жизнь. Творчество превратилось в монотонность. Я села и подумала: а что я вообще люблю в этой жизни? Взяла листок и по пунктам выписала все, что мне нравится (очень хорошая практика, всем рекомендую). Это как раз переход от общего к целому. Когда начинаешь искать свой свет, свою душу. И как раз с этого начал формироваться мой стиль в живописи. Я поняла, что когда открываешься и несешься навстречу своей судьбе и предназначению, рождается любовь к себе. Ты понимаешь что да, я такая. И как же классно быть собой! Самое главное, что ты не ищешь в этом никакой материальной выгоды.

- Да, действительно, когда смотришь на картину, на какое-то сочетание элементов и цветов – чувствуешь душу автора...

- Искусство сейчас меняется. Как и меняется общество. Искусство будет более социально-позитивным что ли. Это уже набирает обороты в США и Австралии. Это происходит порой через черный юмор. Вся «боль и трагедия» искусства сейчас показывается через шутку. Мне это очень симпатизирует.


OcU8U7m5TaU.jpg

- Латинская Америка, которая тебя вдохновляет, отличается особым отношением к смерти. Могут ли какие-то мрачные элементы сподвигнуть на творчество?

- Смотря как к этому относиться. В самом деле, в Карибском бассейне – культ смерти. Это все очень весело и красочно, абсолютно языческая модель, которая неплохо уживается с христианством. Я считаю, что если ты понимаешь, во что веришь, видишь свой путь, то он будет продолжаться вне зависимости от того, в какой жизни ты живешь. Я же верю в магию и перерождение. Зачем относится к смерти плохо? Да, очень грустно терять близкого человека. Но у каждого есть миссия, ради которой он приходит на определенный срок. Вот я свою смерть вижу определенно радостно.

- А что ты скажешь о нижегородках? Какие они женщины?

 

- Мне проще говорить о российских женщинах вообще. Наши девчонки очень замкнуты. Но мне нравится молодое поколение. Это удивительно! Они все рисуют, шьют, пишут... Все читают с 16-ти лет книги, которые мне до 25-ти точно не снились. Это очень здорово. Я обожаю нынешнюю молодежь, за ними будущее. Это прекрасно, что они делают. Не знаю, может, это я ко всему позитивно отношусь, но мне это определенно нравится.

- А как ты относишься к хейтерам? Ведь любое творчество подвергается критике.

- Не знаю, может, я живу в каком-то другом пространстве, но хейтеры мне не встречаются. А критика вообще очень нужна, но адекватная. Важно не поливать грязью, а помочь и подсказать. Но, к сожалению, есть критика наглая и беспардонная, которая пытается тебя сломать и повернуть так, как якобы «надо». Знаешь, мне задавали кучу вопросов: а зачем нужен контур? А почему ты рисуешь такими яркими цветами? Когда люди чего-то не ожидают, они воспринимают новое как негатив. Но если человек в себя верит, «диванная» критика его не касается. У Богдана Титомира есть песня «Меня кризис не касается». Это супер, обожаю эту песню.


I7TOen09wfA.jpg

- Наверное, самое классное в искусстве – это возможность познакомиться с огромным количеством людей посредством их творчества. Кто, помимо магических реалистов, тебя вдохновляет?

- Школа Юнга. Всегда работаю под аудиокниги. Люблю фантастику, обожаю Брэдбери. Маркес, Нил Гейман... многих еще могу назвать. Мне как раз кажется, что из всех творческих единиц – книг, картин, песен – ты выхватываешь то, что тебе ближе, то, что находит в тебе отклик. И становишься тем, кто ты есть.

- Что ты пожелаешь всем женщинам?

- Мм, надо подумать... Пожалуй, пожелаю чаще говорить миру «нет» и «да» – себе. Это значит исходить от себя, от своих ощущений. Не общаться с людьми, которые тебе неприятны. Не идти туда, куда не хочется. Прежде всего, выбирать себя. Потому что в эту жизнь мы приходим не ради работы, мужа, детей, а ради себя. Учитывайте свои интересы. И тогда жизнь заиграет яркими новыми красками.


Фото: Алина М.с открытия выставки  Сергей Коротков и из архива Рады

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 25674
Культура Истинное счастье поэта Nevvod на творческом вечере Дмитрия Быкова
0 21108
Музыка Неоклассика: музыка вне времени и пространства Знакомимся с творчеством талантливых композиторов-неоклассиков.
0 12223
Музыка Такахиро Кидо и Юки Мурата Японские композиторы о том, как начать музыкальный путь со старой акустической гитары, как совмещать коммерческие проекты и музыку для души и о том, как следует воспринимать неоклассику
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)