Культура

Костя Потапов. Звон в ушах ошарашенной вселенной

Многожанровое действо о самом себе, как итог десятилетнего творчества, на сцене «Маяковки, 10»



19.04.2017 15:23:22 Олеся Болтологина
0 2973

И снова мурашки ползут по сознанию и  органам чувств. Снова что-то внутри щелкает раз за разом с каждой фразой, каждой строчкой, каждой остроумной поэтической ухмылкой. Константин Потапов снова в Нижнем Новгороде. 


Обычно, когда идешь на выступление какого-либо автора не в первый раз, чувствуешь себя «готовым» воспринимать происходящее на сцене здраво и менее эмоционально.  Как оказалось, концерт Кости - совсем не тот случай.


Прошлой осенью мы уже писали о поразительном искусстве моноспектакля этого автора. А его весенний тур «10 лет пишу», как несложно догадаться, посвящен итогам столь длительного срока творческого развития.  И программу этого тура, состоящую из стихотворений разных лет, отрывков спектаклей и жизненных историй вполне можно воспринимать, как новый отдельный моноспектакль.  Но на сей раз в нем только один главный герой – сам автор.


Интерпретировать происходящее на сцене можно по-разному: с одной стороны, это что-то вроде публичного самоанализа, подробное описание своего пути в творчестве. Через отрывки произведений и фундаментальные стихотворения зритель ясно видит перемену мыслей, переживаний и ценностей автора с течением лет.


С другой стороны, можно назвать это неким «сценическим интервью». Автор, предугадывая очевидные для публики вопросы, разворачивает жизнь свою год за годом, акцентируя внимание на деталях  и комментируя, чем навеяны те или иные идеи.


DSC06619.jpg


- Один из трех самых частых вопросов, который мне задают: «Как вы начали писать?» Все очень просто. Можно сказать, что писать я начал от скуки. Это было в 2007 году, на первом курсе, на паре по высшей математике. В школе я никогда не был отличником, и как быть им я, разумеется, не знал. Поэтому, уже поступив в университет на психолога, я как-то руководствовался общими понятиями, как быть «хорошим». Садился я на первую парту, ощущая в этом отчасти залог успеха. Но суть не в том. Поступал на психологический факультет я в полной уверенности, что раз специальность гуманитарная, то математики, с которой у меня проблемы, там не будет. Но там была высшая математика, и у меня, как водится, были с ней высшие проблемы. И как-то на очередной скучной паре я написал своё первое стихотворение. Признаться, я и сам был удивлен тому, что написал. И, честно сказать, написанное, было далеко не шедевром. 


Тем не менее друзья и подруги по «аське» оценили моё творчество положительно и весьма бурно, чем придали мне уверенности и мотивации.


Кроме того, Константин специально выделил время в конце обеих частей концерта на дополнительные вопросы. Отвечал он живо, просто и искренне.


- Как вы поняли, что литература – ваше призвание? – спросила гостья из зала.


- Не было такого момента, что взял и понял «это моё, я могу». Более того, сомнения и уверенность сменяли друг друга постоянно. Как говорил Бродский о литературном творчестве: «… это нескончаемое упражнение в неуверенности и огромная школа сомнений». Так и я постоянно падаю с вершин своего самомнения, а затем снова карабкаюсь вверх, сравнивая и отмечая для собственного утешения, что ну не так уж я плох».


DSC06476.jpg


- С чего началось ваше развитие и рост популярности? - поинтересовался молодой слушатель.


- Начало начал, как я уже сказал, было в «аське» и в одобрении друзей (смеётся). А вообще, своеобразным «стартом» можно считать университетскую «Студенческую весну», где мы с моим другом устроили пластически-литературный перфоманс.  Я читал стихотворение, он под него танцевал. Номер тогда назвали «Трамваи в мае», хотя само стихотворение имело совсем другое и столь длинное название, что даже не помещалось в строку заголовка на «СТИХИ.RU». Номер имел тогда немалый успех, мы даже ездили с ним на всероссийский конкурс, где провалились, так как были слишком самоуверенны и плохо готовились, – отвечал Константин с ироничной улыбкой.


Возвращаясь к теме различных интерпретаций новой юбилейной программы автора, стоит признаться, что у корреспондента Nevvod невольно родилось своё личное виденье  происходящего.  Автор - моноактер собственного «спектакля» полнился с каждой строкой, с каждым текстом, менялся здесь и сейчас на глазах у восхищенной публики. Это был спектакль о бесконечно развивающемся творческом организме. Он полнился с годами, с  новыми текстами, с каждым вновь освоенным жанром, он  признался даже, что меняется в рамках конкретного тура, от города к городу, видоизменяя порядок и структуру программы. Он настолько живое, что не может не задевать в зрителях саму жизнь.

 

И вот мы снова вернулись к чувству, которое породил в нас осенний моноспектакль Кости Потапова.  А именно, к ощущению того, что этот автор создает целые микровселенные в своих стихах и спектаклях. Но есть в творце этих миров, разумеется, и простая человеческая сторона личности.


DSC06497.jpg


- Почему именно Москва? – спросила одна из слушателей, имея в виду переезд Кости из Самары в 2012 году.


- А альтернативы? Если вы  спрашиваете, почему не Петербург, то дело в том, что, несмотря на всю его романтичность, это город весьма претензионный. Там от тебя всегда как будто ждут чего-то. А Москва в хорошем смысле этого слова «никакая». То количество людей, которые научились сосуществовать в ней, научились так же и относиться друг к другу в хорошем смысле «никак».  И это создает определенный комфорт. Для меня по крайней мере так.


- Что увлекает вас помимо поэзии? – спросили мы у Кости по окончании вечера, понимая, что как автор он и так раскрылся пред нами донельзя.


-  Ну, я люблю ездить на велосипеде, – улыбнулся Костя. – В последнее время серьезно заинтересовался буддизмом, йогой и медитациями. Это очень помогает находить некий покой и воспитывает концентрацию, которая нужна мне и в работе. Если ты не умеешь контролировать свое внимание, ты не удержишь и внимание публики. Кроме того, эта культура учит нас концентрироваться на данном моменте, быть здесь и сейчас и в это «здесь и сейчас» вовлекать окружающих.


DSC06463.jpg


Костя намерен продолжать творить свои  «микровселенные» и уже пригласил нижегородцев грядущей осенью познакомиться с очередной из них в новом моноспектакле «Разговор о Пальто». 


Десять лет творчества позади и нет сомнений, что впереди ещё ни один такой продуктивный десяток.


«…  И вновь неси
бессилие мессии
по гулким лестницам и буквам,
в ночных троллейбусах и буднях,
взойдя в зенит.
Пусть голос твой второстепенный,
осипший, но проникновенный,
у ошарашенной Вселенной
в ушах звенит…»

   

Фото: Алена Фалько

 

 

 

 

0 комментариев
Другие статьи по темам
0 25776
Культура Истинное счастье поэта Nevvod на творческом вечере Дмитрия Быкова
0 21177
Музыка Неоклассика: музыка вне времени и пространства Знакомимся с творчеством талантливых композиторов-неоклассиков.
0 12265
Музыка Такахиро Кидо и Юки Мурата Японские композиторы о том, как начать музыкальный путь со старой акустической гитары, как совмещать коммерческие проекты и музыку для души и о том, как следует воспринимать неоклассику
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)