И снова мурашки ползут по сознанию и органам чувств. Снова что-то внутри щелкает раз за разом с каждой фразой, каждой строчкой, каждой остроумной поэтической ухмылкой. Константин Потапов снова в Нижнем Новгороде.
Обычно, когда идешь на выступление какого-либо автора не в первый раз, чувствуешь себя «готовым» воспринимать происходящее на сцене здраво и менее эмоционально. Как оказалось, концерт Кости - совсем не тот случай.
Прошлой осенью мы уже писали о поразительном искусстве моноспектакля этого автора. А его весенний тур «10 лет пишу», как несложно догадаться, посвящен итогам столь длительного срока творческого развития. И программу этого тура, состоящую из стихотворений разных лет, отрывков спектаклей и жизненных историй вполне можно воспринимать, как новый отдельный моноспектакль. Но на сей раз в нем только один главный герой – сам автор.
Интерпретировать происходящее на сцене можно по-разному: с одной стороны, это что-то вроде публичного самоанализа, подробное описание своего пути в творчестве. Через отрывки произведений и фундаментальные стихотворения зритель ясно видит перемену мыслей, переживаний и ценностей автора с течением лет.
С другой стороны, можно назвать это неким «сценическим интервью». Автор, предугадывая очевидные для публики вопросы, разворачивает жизнь свою год за годом, акцентируя внимание на деталях и комментируя, чем навеяны те или иные идеи.
- Один из трех самых частых вопросов, который мне задают: «Как вы начали писать?» Все очень просто. Можно сказать, что писать я начал от скуки. Это было в 2007 году, на первом курсе, на паре по высшей математике. В школе я никогда не был отличником, и как быть им я, разумеется, не знал. Поэтому, уже поступив в университет на психолога, я как-то руководствовался общими понятиями, как быть «хорошим». Садился я на первую парту, ощущая в этом отчасти залог успеха. Но суть не в том. Поступал на психологический факультет я в полной уверенности, что раз специальность гуманитарная, то математики, с которой у меня проблемы, там не будет. Но там была высшая математика, и у меня, как водится, были с ней высшие проблемы. И как-то на очередной скучной паре я написал своё первое стихотворение. Признаться, я и сам был удивлен тому, что написал. И, честно сказать, написанное, было далеко не шедевром.
Тем не менее друзья и подруги по «аське» оценили моё творчество положительно и весьма бурно, чем придали мне уверенности и мотивации.
Кроме того, Константин специально выделил время в конце обеих частей концерта на дополнительные вопросы. Отвечал он живо, просто и искренне.
- Как вы поняли, что литература – ваше призвание? – спросила гостья из зала.
- Не было такого момента, что взял и понял «это моё, я могу». Более того, сомнения и уверенность сменяли друг друга постоянно. Как говорил Бродский о литературном творчестве: «… это нескончаемое упражнение в неуверенности и огромная школа сомнений». Так и я постоянно падаю с вершин своего самомнения, а затем снова карабкаюсь вверх, сравнивая и отмечая для собственного утешения, что ну не так уж я плох».
- С чего началось ваше развитие и рост популярности? - поинтересовался молодой слушатель.
- Начало начал, как я уже сказал, было в «аське» и в одобрении друзей (смеётся). А вообще, своеобразным «стартом» можно считать университетскую «Студенческую весну», где мы с моим другом устроили пластически-литературный перфоманс. Я читал стихотворение, он под него танцевал. Номер тогда назвали «Трамваи в мае», хотя само стихотворение имело совсем другое и столь длинное название, что даже не помещалось в строку заголовка на «СТИХИ.RU». Номер имел тогда немалый успех, мы даже ездили с ним на всероссийский конкурс, где провалились, так как были слишком самоуверенны и плохо готовились, – отвечал Константин с ироничной улыбкой.
Возвращаясь к теме различных интерпретаций новой юбилейной программы автора, стоит признаться, что у корреспондента Nevvod невольно родилось своё личное виденье происходящего. Автор - моноактер собственного «спектакля» полнился с каждой строкой, с каждым текстом, менялся здесь и сейчас на глазах у восхищенной публики. Это был спектакль о бесконечно развивающемся творческом организме. Он полнился с годами, с новыми текстами, с каждым вновь освоенным жанром, он признался даже, что меняется в рамках конкретного тура, от города к городу, видоизменяя порядок и структуру программы. Он настолько живое, что не может не задевать в зрителях саму жизнь.
И вот мы снова вернулись к чувству, которое породил в нас осенний моноспектакль Кости Потапова. А именно, к ощущению того, что этот автор создает целые микровселенные в своих стихах и спектаклях. Но есть в творце этих миров, разумеется, и простая человеческая сторона личности.
- Почему именно Москва? – спросила одна из слушателей, имея в виду переезд Кости из Самары в 2012 году.
- А альтернативы? Если вы спрашиваете, почему не Петербург, то дело в том, что, несмотря на всю его романтичность, это город весьма претензионный. Там от тебя всегда как будто ждут чего-то. А Москва в хорошем смысле этого слова «никакая». То количество людей, которые научились сосуществовать в ней, научились так же и относиться друг к другу в хорошем смысле «никак». И это создает определенный комфорт. Для меня по крайней мере так.
- Что увлекает вас помимо поэзии? – спросили мы у Кости по окончании вечера, понимая, что как автор он и так раскрылся пред нами донельзя.
- Ну, я люблю ездить на велосипеде, – улыбнулся Костя. – В последнее время серьезно заинтересовался буддизмом, йогой и медитациями. Это очень помогает находить некий покой и воспитывает концентрацию, которая нужна мне и в работе. Если ты не умеешь контролировать свое внимание, ты не удержишь и внимание публики. Кроме того, эта культура учит нас концентрироваться на данном моменте, быть здесь и сейчас и в это «здесь и сейчас» вовлекать окружающих.
Костя намерен продолжать творить свои «микровселенные» и уже пригласил нижегородцев грядущей осенью познакомиться с очередной из них в новом моноспектакле «Разговор о Пальто».
Десять лет творчества позади и нет сомнений, что впереди ещё ни один такой продуктивный десяток.
«… И вновь неси
бессилие мессии
по гулким лестницам и буквам,
в ночных троллейбусах и буднях,
взойдя в зенит.
Пусть голос твой второстепенный,
осипший, но проникновенный,
у ошарашенной Вселенной
в ушах звенит…»
Фото: Алена Фалько