История

Нижегородский трамвай: 120 лет истории

Трамваи в Нижнем Новгороде, оказывается, ходили даже по Оке

29.03.2016 16:31:32 Зульфия Хасанова
0 8591

Значительная доля всех пассажирских перевозок общественным транспортом в Нижнем Новгороде осуществляется за счёт трамвая. Для нашего города трамвай – это не только средство передвижения, но ещё и туристический объект. Практически каждая вторая фотография города конца XIX - начала XX века не обходится без трамвайного вагона или путей! На трамвае можно одновременно ехать и слушать чудесные экскурсии об истории города.


Добрый, веселый, яркий цветной старичок – трамвай, потрескивая, фырча и звеня, летит по рельсам, разбрасывая множество брызг вокруг и пугая зазевавшихся прохожих. Бойко разгоняется от остановки до остановки или тихонько крадётся по узким улочкам города.


Мы, нижегородцы, гордимся тем, что трамвайная система Нижнего Новгорода - одна из первых в России, если не брать в расчёт Киев и ледяные трамваи Петербурга. Запуск трамвая в нашем городе был приурочен к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки в 1896 году. Интересно, что в первый же год в городе было открыто сразу четыре трамвайных системы, принадлежавших трём владельцам, причём на линиях разных владельцев применялась различная ширина колеи. Кстати, одна из линий, открывшаяся 8 мая на территории Кунавина, принадлежала всемирно известной немецкой компании «Сименс и Гальске», которая открыла движение от железнодорожного вокзала.



Мало кто сейчас помнит и тот факт, что до 1968 года одно из трамвайных депо располагалось в Кремле и называлось Кремлёвским или, ранее, Кремпарком. Кремпарк работал с 1925 года, когда под него было приспособлено здание бывшего манежа.


Наш знаменитый нижегородец Максим Горький в своих мемуарах вспоминал курьезный случай, когда «...бедняга - трамвайчик не смог справиться с поворотом и пассажиры, выбравшись, под руководством городового и вагоновожатого ставили вагончик обратно на рельсы, садились в него и ехали дальше, как ни в чём не бывало...».


Существовало в Нижнем Новгороде движение трамваев и по льду Оки. Этот опыт переняли у Санкт-Петербурга, где трамваи ходили по Неве. А у нас рельсы по льду были проложены примерно в том самом месте, где сейчас гордо стоит Канавинский мост.


Q0ArsE5Nd-8.jpg


У Нижнего Новгорода есть и настоящий трамвайный рекорд: по протяженности путей – 200 километров – наш город занимает третье место после Санкт-Петербурга и Москвы.

 

В последнее время мы всё чаще слышим споры вокруг трамвая. Владельцы автомобилей голосуют за расширение дорог за счет путей и их частичный демонтаж в центре города, пассажиры – за новые линии и новые вагоны. Отношение властей к трамваям очень разное. В Нижнем Новгороде уже исчезло некоторое количество путей. Вспомним, например, Похвалинский съезд, движение по Канавинскому мосту и площади Ленина. Нужно помнить, что наш трамвай – это неотъемлемая часть городского пейзажа и истории города, поэтому хочется увидеть не уничтожение, а совершенствование работы трамвайной системы в Нижнем Новгороде: увеличение скорости и частоты движения, больше современных вагонов.

 


0 комментариев
Другие статьи по темам
0 46177
История Сколько ступенек у Чкаловской лестницы? Вместе с экскурсоводом Зульфиёй Хасановой отправляемся знакомиться с историей одной из главных городских достопримечательностей и попутно считаем на ней ступеньки
0 21776
История История ёлочной игрушки О традиции наряжать ёлку, о трансформации ёлочной игрушки и о нижегородской фабрике стеклянных украшений
0 20947
История «Горьковское гнездо ГУЛАГа» Страницы печальной истории края
2 18721
История Как бомбили город Горький

Вместе с экскурсоводом Зульфиёй Хасановой вспоминаем трагические и одновременно героические страницы из истории нашего города

Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)