Цикл лекций «Советский модернизм: город между архитектурой и обществом»

0 48
Дата 12 Июля 2018
Время 18:30
Адрес Кремль, корпус 6
Цена Вход свободный. Количество мест ограничено. Бесплатные билеты можно получить в кассе в течение часа до начала события.

Арсенал запускает новый цикл просветительских лекций в рамках исследовательского и выставочного проекта «Горький. Модернизм». На лекциях будет разбираться широкий исторический и культурный контекст второй половины ХХ века — отношения европейского и советского модернизмов; социальные и экономические запросы времени, отраженные в архитектуре; социальная, культурная и градостроительная политика в закрытых городах; практики сохранения архитектурного наследия.

 

Проект «Горький. Модернизм» состоит из двух взаимосвязанных частей — одноимённой выставки, посвященной городу Горькому в 1960-е годы, на которой представлены произведения горьковских художников из коллекции НГХМ, макеты, планы и фотографии главных архитектурных объектов, а также фотографии и личные истории из собрания партнера проекта — Facebook-сообщества «Город Горький: его уже нет». Вторая часть проекта — просветительско-исследовательская программа с лекциями, семинарами и экскурсиями для профессионального сообщества и активных горожан, интересующихся историей и архитектурой Нижнего Новгорода.

   

Программа цикла:

 

12 июля, 18:30 — лекция историка архитектуры Анны Броновицкой

«Мирное соревнование в архитектуре биполярного мира (1940–1980-е годы)».


Влияние Второй мировой войны на международную архитектурную повестку. Идейная борьба между «сталинским ампиром» и модернизмом в первое послевоенное десятилетие. Снятие противоречий на волне десталинизации в СССР и развития «обществ всеобщей социальной поддержки» в странах Западной Европы. Значение международных выставок для развития интернационального архитектурного языка и испытания новаторских решений. Изменение концепции архитектурного ансамбля. Параллели и отличия в переходе от модернизма к постмодернизму в СССР и на Западе.

Совместно с премией «Просветитель».

 


17 июля, 18:30 — лекция историка Кирилла Кобрина

«Два имени и три исторические эпохи. Нижний/Горький/Нижний и модерность».


Нижний Новгород, основанный в 1221 году, стал Горьким в 1932-м, а в 1990-м ему вернули «историческое имя». Чередование имен — красноречивая метафора трансформаций, которые претерпел город; в этой метафоре — сюжеты социальные, культурные, экономические и даже архитектурные.

Главный сюжет здесь — становление современного («модерного») города. Конец XIX — начало XX вв. — ранний модерный Нижний. В 1930-е город меняет имя, что сопровождается первой волной советской индустриализации. С конца 1950-х до начала 1980-х — вторая волна индустриализации, окончательно создавшей «модерный Горький» как исторический, экономический и социокультурный феномен. Этот город Горький — один из важных примеров магистрального сюжета истории России и в целом Европы прошлого столетия.

Конец советского проекта, ознаменованный возвращением старого/нового имени, поставил вопрос об изменении урбанистической повестки. Однако после неудачных попыток ее сменить город оказался вне «большой истории» — возобладали ретроспективные, консервативные подходы, основанные на желании замолчать, забыть, даже вычеркнуть «модерный Горький» из городской идентичности. По сути, сегодняшний Нижний Новгород переживает кризис собственной идентичности и ищет выход из него.

 


2 августа, 18:30 — лекция Ольги Казаковой

«Ранний советский модернизм: точки на маршруте».


В СССР вторая волна модернизма пришла на десятилетие позже, чем в Европу. Советский Союз оказался в позиции «догоняющего», и советские архитекторы вынуждены были быстро прививать западные технологии и образы к быстро изменяющейся советской действительности.

Через некоторое время  оказалось, что главные качества архитектуры модернизма   подходят   советскому обществу, зримо воплощают главные идеи пост-сталинского времени.

Что же было первично в архитектуре раннего советского модернизма — экономика или эстетика, новые технологии строительства или стремление к «очищению» от излишеств, ставших олицетворением времён культа личности? Как приспосабливались архитекторы и их творения к новой реальности и как они были восприняты обществом?  

 


16 августа, 18:30 — лекция историка архитектуры Николая Ерофеева

«Социалистическое и модернистское в советском городе».


Советские города 1960–1980-х с их характерной планировкой, социальными функциями, архитектурным стилем, жилыми районами и набором общественных зданий  были продуктом социалистической системы. Их по праву можно назвать модернистскими городами — функционально встраиваясь в систему экономического производства страны, они одновременно выступали и как материальное пространство для социальных преобразований. Однако далеко не все модернистские города были социалистическими. В лекции пойдет речь о специфике некапиталистической модерности и о ее воплощении в градостроительстве, о становлении и устройстве советского города, его формах, возникших на пересечении двух дискурсов —  модернизма и коммунистической трансформации.



9 сентября, 18:30 — лекция историка архитектуры Ольги Орельской

«Архитектура советского модернизма в городе Горьком».

Лекция посвящена особенностям развития рационалистической линии в отечественной архитектуре ХХ века. В 1920-е годы отмечается первая ее волна, представленная советским авангардом, который заложил основы отечественной современной архитектуры ХХ века. Следующий всплеск рационализма, получивший в последнее время название советского модернизма, приходится на 1960–1980-е годы. Его обзор проводится на примере горьковской архитектуры. В то время в условиях типизации и стандартизации архитекторы решали важные градостроительные и социальные задачи, направленные на ликвидацию дефицита жилья, улучшение бытовых условий населения. Все это осуществлялось в кратчайшие сроки,  при максимальной экономии средств на проектирование и строительство жилых и общественных зданий. Рассматриваются эволюция модернизма в архитектуре Горького и поиски горьковских архитекторов, происходившие при опосредованном влиянии на их творчество процессов в отечественном и зарубежном зодчестве.


Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)