Чтения в Арсенале. Немецкоязычная поэзия: от позднего модернизма к современности

0 13
Дата 14 Февраля 2020
Время 18:00
Адрес Арсенал, Кремль, корпус 6
Цена вход свободный

В рамках программы «Арсенал. Текст», февраль — май 2020. Немецкоязычная поэзия: от позднего модернизма к современности.

Ридинг-группа посвящена истории развития немецкоязычной поэзии с 1950-х годов (Пауль Целан, Ойген Гомрингер) до настоящего времени (Освальд Эггер, Ульф Штольтерфот, Хендрик Джексон). Основное внимание будет уделено основным направлениям в поиске нового языка и поэтической формы, поэтическим и языковым экспериментам в контексте европейских и мировых поэтических тенденций. Важным представляется участие в обсуждении немецкой поэзии этого времени авторов из Австрии, пишущих на немецком языке (Эрнст Яндль, Верена Штауффер). 

Ридинг-группа предполагает не столько лекционное изложение материала, сколько непосредственную работу с текстом в различных формах: от классического филологического анализа до практик медленного чтения. Такая практика позволяет глубже проникнуть в семантическое поле текста, вскрыть особенности его функционирования на разных уровнях текста и взаимодействие этих уровней между собой.

Ведущие группы: 

Александр Колесников — филолог, переводчик, доцент кафедры зарубежной литературы Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Анна Фролова — филолог, аспирант кафедры зарубежной литературы Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского

14 февраля, 18:00. Модернизация языка. Мифология ракетной станции. Томас Клинг, Освальд Эггер

Поэтическая практика Томаса Клинга (1957–2005) представляет собой экспериментальную попытку конструирования узнаваемого идиолекта – индивидуального языка личности, «почерка письма», в основе которого лежат орфографические средства отчуждения (искажение графического без изменений фонетического), языковая игра, неологизмы. С одной стороны это становится своеобразной «реформой» правописания, с другой – смещает акцент на устное произнесение, декламацию поэтического текста. Томас Клинг не только создает почти магическую программу «расширения языка», но и формирует особое мифологическое пространство на территории ракетной станции Хомбройх, где собирается ряд известных поэтов: Петер Уотерхауз, Освальд Эггер («-broich. Homotopien eines Gedichts»).

28 февраля, 18:00. Архитектура письма. Поэтическая машинерия «терминологий»: Ульф Штольтерфот

Письмо Ульфа Штольтерфота – «иронизированная школа Витгенштейна» («ironisierte Wittgensteinschule»), по определению поэта Курта Драверта – на первый взгляд родственно опытам деконструктивистов, поскольку исследует соотношение технического и поэтического, связь философии языка с логикой и математикой, формально выстраивается из многочисленных цитат, коллажей текстов Гёте и Витгенштейна, Бенна и Бюхнера, упоминаний Фреге и Рассела. «Сгенерированные тексты» Штольтерфота, созданные им «Fachsprachen» («терминологии», «специализированные языки» или «языки программирования») характеризуются архитектурной однородностью, подчиненной строгой авторской логике, благодаря которой форма текста обнаруживает и обнажает «системный код» (то есть «язык, генерирующий язык»), а также ставит вопрос о границе поэтического и прозаического.

27 марта, 18:00. Политическая лирика в современной немецкой поэзии. Хендрик Джексон, Марион Пошманн

10 апреля, 18:00. Поиск формы: возврат к традиции и поиск новых форм. Михаэль Донхаузер, Моника Ринк

22 мая, 18:00. Экософия и поэзия. Даниэль Фальб: «стихи в террапоэтической местности чтения»


Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)