Кино

Проблема нашего зрителя или Скрытые жемчужины российского кинематографа

Экскурс в российское авторское кино и размышления о том, зачем его стоит смотреть

19.06.2018 20:43:33 Кристина Симакина
0

Как часто вам приходилось стоять в кинотеатре в растерянности, не зная, какой фильм выбрать? И после долгих раздумий нехотя идти на очередной фильм широкого проката. Казалось бы, что в этом плохого? Всё бы ничего, если бы нам не впихивали только лишь массовые фильмы, имеющие стопроцентный успех. Широкий прокат редко предлагает нам претендующие на глубину фильмы (к которым, к сожалению, большинство относится равнодушно). Тем временем кассовые сборы у «попкорнового» кино колоссальные... Но не в нас ли самих дело?

Важно понимать, что российское кино не равно плохое кино. У нас действительно есть свои мэтры, работы которых вошли в историю и любимы многими. Но сейчас не то время, когда в отечественный кинопрокат пускается «глубина»: чаще упор сделан на массовость, а вместе с ней на простоту, лёгкость восприятия и подражание западным образцам. Большинство действительно талантливых и одарённых режиссёров сталкивается с тем, что их творения не имеют возможности увидеть свет в обширном понимании (ведь достаточно проблематично идти на поводу у продюсеров, инвесторов, постоянно учитывая их мнение и переделывая под них свои работы). Дело в том, что даже самые затратные и многообещающие фильмы могут «не выстрелить». А иногда кинокартины, на которые не делают ставок, забирают приличные деньги. Можно сказать, что инвестирование в кино – огромный риск, на который готовы пойти совсем немногие. Инвесторы часто не готовы жертвовать своими деньгами и репутацией ради сомнительного успеха: «Выстрелит! А, может, и нет?..»

В этой статье мы учитываем недостатки российского кинематографа (которые, несомненно, есть). Но, несмотря на критику со стороны всех и вся, мы учитываем и тот факт, что в России есть талантливые, самобытные художники.

«Имеет смысл понимать, что все недостатки русского кино взялись не с потолка. Мы являемся причиной этих недостатков. Я за диалог – диалог с людьми, которые делают кино. Диалог как попытку смотреть и понимать, а не критиковать и топтать, скептически ухмыляться. У нас молодая, недавно существующая кинематография. Она только начинает ходить и разговаривать. У нас есть выбор: принимать или не принимать участие в этом процессе обучения. Я за то, чтобы принимать», – говорит в интервью журналу «Heroine Magazine» один из самых ярых пропагандистов авторского кино в России, популярный кинокритик Антон Долин.


камера.jpg


В связи со всеми вышеизложенными факторами и боязнью «промахнуться» упускается из виду немало кино-жемчужин, которые могли бы быть удостоены гораздо большим вниманием, если бы не наложенное на них табу. Речь не о коммерческом кино, а исключительно об авторском. Ведь авторские фильмы, как принято считать, – не для каждого. Это особая стезя, по которой осмеливаются идти единицы. Всё здесь подчинено одному мастеру: режиссёр может быть и сценаристом, и продюсером, и даже монтажером. Актёров в авторском кино обычно немного. Есть особенности и в операторской работе: выбираются необычные ракурсы, фильтры, длинные кадры, виден особый авторский взгляд режиссёра на обыденные вещи. И нельзя спутать одного режиссёра с другим – сразу же догадаетесь, кто именно автор. Это кино, которое преодолевает границы киноплёнки. 


«Если в коммерческом кино некоторое количество штампов необходимо, они облегчают зрителю восприятие – наезженная дорога, по которой зрителю приятно ехать, то авторское кино – это что-то кочковатое и ухабистое, которое доставляет дискомфорт. Но вот для нас эти кочки и ухабы – самое интересное», – отметил режиссёр Андрей Прошкин в одном из своих интервью. К сожалению, такие работы понятны не многим, в отличие от массовых, которые «лайтовые» и понятны каждому. Но это ли не минус для коммерческого кино и особый «знак качества» для авторского?

В нашем русском мире авторского кино есть немало людей и их удивительных потаённых жемчужин, которые никогда и никого ещё не оставляли равнодушным. Чего только стоят следующие нашумевшие имена: Алексей Балабанов, Юрий Быков, Александр Велединский, Андрей Звягинцев, Кирилл Серебренников, Василий Сигарев и другие. Фильмы вышеперечисленных режиссеров заставляют взглянуть на многие вещи совершенно иначе. И это не означает, что своими работами они открывают для нас Америку, вовсе нет. Их работы просто-напросто заставляют нас снять розовые очки и увидеть вещи и людей такими, какие они есть: со всеми их пороками, недостатками, ошибками. Герои находятся в то время и в тех обстоятельствах, которые от них ничуть не зависят, при этом каждый из художников-режиссеров по-своему умело раскрывает человеческую душу. «Кочки и ухабы» авторского кино – есть реальные проблемы: бедность, жестокость, голод, предательство, нетерпимость и многое другое. Такие режиссёры-одиночки не стараются приукрасить жизнь (как устроено в массовом кинопрокате), а, наоборот, показывают все болячки, имеющиеся в обществе.

Рассмотрим творения режиссеров авторского кино подробнее.

Алексей Балабанов

Балабанов – «былинная» фигура в российском кино. Откровенно деля свои работы на денежные и авторские, он был честным со зрителями и собой. Эта честность и становится одной из главных черт фильмов Балабанова. Но даже коммерческое кино он, в отличие от многих, делал в своём стиле. На его счету известные нам «Груз 200», «Кочегар», «Я тоже хочу», «Брат» и «Брат-2», а также многие другие, не менее сильные работы. Фильмы этого режиссёра всегда вызывали неоднозначные оценки: кто-то хвалил Балабанова за то, что он чувствовал время, а кто-то, напротив, ругал за чрезмерное насилие и чернуху. Однако важно, что равнодушным его работы не оставляли никого.


балабанов.jpg
Кадр из фильма Балабанова «Я тоже хочу»


Юрий Быков


Ещё один честный и по-своему смелый режиссёр, которого многие называют «новым Балабановым». Отчасти так оно и есть, ведь он работает по тем же принципам, что и Алексей, снимая лишь честное и внятное кино, притом не изменяя себе. Да, конечно Быков тоже иногда делает что-то ради денег, и сериал «Метод» тому яркий пример. Но всё же это продюсерское, а не режиссерское кино. Кстати, самую проблемную и нашумевшую свою кинокартину «Дурак» он посвятил памяти великого Балабанова. На счету у Быкова также известные фильмы «Жить» и «Майор», раскрывающие проблемные стороны общества.


быков.jpg
Кадр из фильма Быкова «Жить»

Александр Велединский


Несравненная и известнейшая работа этого режиссёра «Географ глобус пропил», снятая по одноимённому роману Алексея Иванова, любима многими. В центре сюжета – хрестоматийная история о жизни учителя в провинции, роль которого великолепно исполнил Константин Хабенский. Писатель и журналист Дмитрий Быков так высказывался об этом фильме: «„Географа“ много хвалят и будут хвалить, и это как раз не радует, потому что фильм-то не про добрых и простых людей, и сила его не в том, что о быте русского интеллигента в провинции впервые за много лет рассказали умно, профессионально и смешно. Велединский снимает картину – по форме комедийную, по сути глубоко трагическую — на стыке жанров: „Доживём до понедельника“ встречается тут с тем понедельником, который начинается в субботу».


географ.jpg
Кадр из фильма Велединского «Географ глобус пропил»

Андрей Звягинцев


А вот одна из работ этого режиссёра «выстрелила» – и это «Нелюбовь» 2017 года. Работа была номинирована на многие награды и удостоилась некоторых из них. «Это современное недомогание, а не что-то свойственное только русскому миру. Это скорее проблема всего человечества», – характеризует «Нелюбовь» сам Звягинцев. «Есть состояние апатии, недоверия, нежелания участвовать в чем-либо, недостаток веры в возможность перемен, – полагает Звягинцев. – Это политическая зима, и это самое страшное».

«Это своего рода сказка о волшебном зеркале, которое говорит вам, что вы прекрасней всех на свете, до тех пор, пока не начнет говорить правду. Тогда [Снежная] королева разбивает это зеркало и бросает его на пол», – комментирует режиссёр.

Андрей Звягинцев также известен своими фильмами «Елена» (картиной о социальном разладе), «Левиафан» (о механике власти) и другими.


нелюбовь.jpg
Кадр из фильма Звягинцева «Нелюбовь»

Кирилл Серебренников


Этот режиссёр снял немало авторского кино, но самый «бум» пришёлся на фильм 2016 года под названием «Ученик», раскрывающий проблему «религиозного фанатизма». Стиль у фильма особенный, немного небрежный и шероховатый, но при этом такой, в котором чувствуется необычный почерк режиссера Кирилла Серебренникова – известного автора провокационных произведений в кино и театре. Сейчас же, к сожалению, режиссёр многим известен своим нашумевшим случаем, связанным с его участием в уголовном деле о хищении средств, выделенных на проект «Платформа». Однако, если вы знакомы с личностью этого человека лишь из скандальных новостей, то это не есть хорошо. Найдите время и обязательно «прикоснитесь» к его творчеству.


ученик.jpg
Кадр из фильма Серебренникова «Ученик»

Василий Сигарев


Известен многим зрителям по фильмам «Жить» (у Юрия Быкова есть фильм с таким же названием) и «Волчок». В «Жить» Сигарев пытается говорить о том, что высказать невозможно. В основе сюжета – три истории, герои которых переживают смерть близких. Каждый из них сам решает, как жить дальше.


«А самое главное, что ты понимаешь всё. Понимаешь, что живёшь неправильно. Но всё равно продолжаешь так жить. А потом это начинает тебе нравится, и ты уже прёшься, тащишься от этой своей «сучести». А душа в это время умирает», – говорит главная героиня фильма. По мнению критиков, только дурак назовет фильм «Жить» чернухой. Картина тяжелая, но, на удивление, жизнеутверждающая.


жить.jpg
Кадр из фильма Сигарева «Жить»


Тем самым становится ясно, что российское кино отнюдь не безнадёжно. Всегда и везде есть свои гении, которые будут цениться обществом, невзирая на потраченный бюджет, массовость и количество собранных денег. Скорее всего, в том, что в отечественном кинопрокате устоялся принцип «чем проще, тем лучше», виноваты лишь мы, зрители, ежегодно потребляющие продукт, который нам так рьяно предлагают.


Важно понимать, что спрос всегда рождает предложение. А чтобы выработать свой вкус, необходимо смотреть как можно больше кино, причём очень и очень разного. И я верю, что развитие вкуса в российском зрителе возможно, главное – наладить тот самый диалог (между зрителем и режиссером). А недостатки – они есть в любом кино (и мы, простые люди, зачастую являемся их первопричиной).

Так почему бы нам не прекратить возмущаться и критиковать, а попробовать видеть, слышать, смотреть и чувствовать всё иначе?


Иллюстрации: из сети интернет

0 комментариев

Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)