Интервью

«Опыт INTERVALS – это импульс и для других проектов»

Интервью с Ксюшей Чеховской, куратором фестиваля INTERVALS. Об истории и программе события и медиаискусстве в целом

Более 10 уникальных архитектурных площадок, широкая культурная и образовательная программа, погружающие медиа-инсталляции на масштабные урбанистические объекты. Актуальная музыка в двух формациях: аудиовизуальный концерт и крупное ночное мероприятие. 12 апреля стартует долгожданный фестиваль медиаискусства INTERVALS. В преддверии этого события мы поговорили с одним из организаторов и куратором фестиваля Ксюшей Чеховской об истории и программе INTERVALS и медиаискусстве в целом.


Интервью мы провели в офисе организатора фестиваля dreamlaser, в материале есть фотографии необычного интерьера офиса, разработанного Дмитрием Соколовым (Architectural Bureau Plombir) и Мишей Масловым ([MISH] studio).


- Что нам всем нужно знать о фестивале Intervals? Есть ли какая-нибудь история у его названия?

Название фестиваля берет свои истоки во взаимодействии визуального художника и музыканта: все, что происходит между этими творцами – и есть INTERVALS. Все началось в 2015 году, когда мы с друзьями из группировки Svetofon решили организовать вечеринку «Интервалы» в клубе Sklad, куда мы привезли музыканта из Киева и виджеев из Москвы. Первый опыт знакомства публики с вечеринками на стыке музыки и визуального оформления оказался успешным. Правда, тогда мы даже не догадывались,что в будущем мы станем в полноценными организаторами крупного фестиваля. На момент организации первой вечеринки мы работали каждый в своих сферах: кто дизайнером, кто музыкантом, кто виджеем. Постепенно все стали развиваться. Я стала продюсером медиапроектов, Антон Колодяжный, соорганизатор той вечеринки, стал креативным директором компании dreamlaser. Набирая опыт, мы начали задумываться о более серьезном формате, и придумали фестиваль INTERVALS, который прошел в 2017 году в Нижполиграфе, в помещении, где сейчас располагается офис dreamlaser, кстати при технической поддержке студии. В «Кинофактуре», ЦТМ и в мастерской дизайнера Никиты Ковалева также разместились инсталляции и проходила образовательная программа. Фестиваль прошел на ура. И вот, спустя время, dreamlaser выразил инициативу стать нашим полноценным соорганизатором, а наша команда накопила силы и опыт, чтобы вывести фестиваль на новый уровень.


интерьвю-3.jpg

- Что самое главное в аудиовизуальном искусстве? В каких формах оно существует?

У аудиовизуального искусства очень много форм: от ролика на экране компьютера до объекта, связанного с пространством, создаваемого для конкретного помещения, здания. Или же это может быть «кейс» – инсталляция, которая перевозится по разным помещениям, подобная картине, которую выставляют в разных музеях. Существуют еще уличные инсталляции с возможностью перемещения в пространстве. Отдельный вид аудиовизуального искусства – интерактивное, оно дает людям возможность взаимодействовать с инсталляциями, а в рамках перформанса художники создают произведения только здесь и сейчас.

Важно понимать механизмы создания инсталляций: обычно они зависят от характера художника и от его подхода к работе. Конечно, если говорить о коммерческом проекте, то здесь есть определенные этапы и сроки выполнения работы. Если речь об искусстве, то у художника может лежать идея на полке несколько лет, а потом проходит время, куратор предлагает участвовать в проекте и художник понимает, что именно этот проект можно реализовать в данном случае. Иногда создатель собирает прототипы, подстраивается под ситуацию. У некоторых есть готовые кейсы, подходящие под любое пространство. Например, у арт-коллектива 404.zero или у Платона Инфанте, участвующих в нашем фестивале. Другой пример – Иван Кабалин И Мария Олиненко, которые готовят инсталляции на пакгаузах: здесь художники изначально вдохновлялись местом.

- В чем заключается магия аудиовизуального искусства лично для тебя, что в нем больше всего завораживает?

Я начала интересоваться им, когда узнала о мэппинге – наложении проекции как видеотекстуры на фасады здании. Такой прием позволяет менять внешний вид объекта, играть с объемом. Получается оптический обман, который действует на зрителя потрясающе. Я изучала архитектуру в студенческие годы и мне было интересно играть с объемами зданий, чем я и занималась в студии dreamlaser. Проработав там некоторое время, меня пригласили в московскую галерею аудиовизуального искусства МАРС работать с русскими и зарубежными художниками, организовывать выставки. Там я впервые познакомилась с созданием кейсов, и мне стало интересно создавать интерактивные инсталляции. Особенность интерактивного искусства в том, что оно рассчитано не на толпу, а на несколько зрителей, которые смогут правильно взаимодействовать с произведением.


pSDPBEmJons.jpg

Ксюша Чеховская

- В этом году INTERVALS расширился во всех направлениях, в частности, в плане локаций. Как подбирались площадки и в чем их уникальность? Можешь выделить наиболее значимую?

Социальную важность площадок мы поняли в процессе подготовки к фестивалю. Сначала выбирали локации интересные для нас самих. Постепенно работая с объектами, узнавая историю, начинали особенно влюбляться в них и осознанно понимать свой выбор. Сейчас в соцсетях я вижу, как у людей появляется интерес мало популярными местам: Острогу на площади Свободы и Дому архитектора, например.

Важно посетить все объекты фестиваля: каждый из них отличается масштабом, архитектурой, атмосферой, историей. Хотя, я думаю, больше всего зрителей привлечет фабрика «Маяк», где уже сейчас идет тестирование проекций, и каждый вечер после захода солнца можно наблюдать это зрелище, прогуливаясь по Нижневолжской набережной. К тому же, с этой площадки будут видны пакгаузы на Стрелке.

- Как ты думаешь, способно ли медиаискусство повлиять на благоустройство города?

Надеюсь, да. У многих объектов есть проблема с доступом к ним. Например, Мукомольный завод находится в шаговой доступности от красивой улицы Рождественской и совсем не благоустроен в плане прохода к нему. Люди должны пользоваться машинами и такси, чтобы туда добраться. Возможно, когда люди начнут там чаще ходить, администрация города обратит внимание на место, и будет повод задуматься о благоустройстве набережной рядом с Черниговской улицей. Как и в случае с пакгаузами. Одна из проблем Стрелки заключается в том же: это красивое место с набережной, но у людей мало поводов туда приезжать. И мы создаем повод. Возможно, опыт INTERVALS – это импульс и для других проектов, которые потенциально могут использовать локации для проведения своих проектов


интерьвю-4.jpg

- Теперь поговорим о музыкальной политике фестиваля. На что была сделана ставка при создании лайн-апа?

Если честно, музыкальная программа давалась нам нелегко. Хорошо, что с нами есть опытный московский музыкальный директор Андрей Морозов (агентство Fields), у которого есть опыт составления лайн-апов для фестивалей. Он связан с поиском музыкального авангарда и привлечением интеллектуальной публики. В музыкальной программе нам не хотелось идти по протоптанной дорожке направления «техно». Поэтому музыка на INTERVALS разнообразна, и слушатели точно откроют для себя новые имена. В России не так много внимания уделяется направлению «base», на который у нас как раз сделан основной акцент. На фестивале будет несколько премьер: зарубежные лидеры ночной программы бэйс-дива Fatima Al Qadiri и молодой британский продюсер Iglooghost – молодой музыкант, работающий в том же направлении, выступят с готовыми аудиовизуальными перформансами.

Оттолкнувшись от ключевых зарубежных героев программы, мы составили полный лайн-ап, вписавшийся в драматургию всей нашей музыкальной программы. Что касается ночного мероприятия, все работает по концепции разделённых пространств: большой зал Milo Concert Hall – танцевальный, а белый зал отдан под эксперименты на стыке звука и визуального искусства.

- Нельзя не задать вопрос о медиахудожниках и их деятельности в рамках фестиваля. Каким именно образом они будут выступать: в связке с коллегами, отвечающими за технологии, или самостоятельно?

- В формате выставки художники выступают в основном как самостоятельные единицы. Они приезжают со своими инсталляциями, которые мы совместно с dreamlaser технически поддерживаем и помогаем отстроить. А вот с музыкальной программой все иначе: она невозможна без коллаборации. Визуальный лайн-ап составлялся после того, как были утверждены музыканты. Одни из основных художников – московская команда Movement, которая создаст кинетическую инсталляцию в большом зале Milo Concert Hall. Также мы организовываем визуальные live-выступления и инсталляции художников, которых нашли в ходе тура «Приходи и свети», где нашей задачей было посмотреть самим и показать другим, что медиаискусство есть не только в столицах, но и в регионах: в Екатеринбурге, Казани, Самаре, Нижнем Новгороде.


интерьвю-8.jpg

- Что можешь сказать об образовательной части фестиваля: какие темы будут затронуты на лекциях?

- Программа получилась разносторонней и масштабной в плане спикеров. К нам приедут крупные профессионалы в сфере медиаискусства, которые создают большие фестивали. Например, Мартин Пошта – директор чешского медиафестиваля фестиваля «Signal», самого крупного в Европе. Кроме того, запланированы выступления продюсеров и режиссеров крупных проектов. В лекциях будет, как практическая составляющая, так и часть, граничащая с перформансом, как у спикеров Петра Иванова и Влада Александрова, представляющих московское агентство DEPARTAMENT. Также будут представители из Санкт-Петербурга, Yota Lab, создающие фестивали на своей территории. Помимо этого, мы проведем профессиональный блок с платным входом. Туда логично прийти людям, ознакомленным с индустрией медиаискусства и желающим усовершенствовать свои навыки. Плюс в этом блоке есть один воркшоп от компании «Сила света», рассчитанный на любую аудиторию, в рамках которого время мастер-класса каждый желающий может создать свой первый проект. Частью с опен-токами занимается модератор Екатерина Виниченко. Она проведет открытый разговор с художниками и музыкантами в «Кинофактуре».

- На какую аудиторию рассчитан фестиваль?

Наша выставка будет интересна всем: и людям в возрасте, и семьям с детьми, и молодой аудитории, которой нравится современное искусство. Мы ждем, что к нам приедут люди из разных городов, хотя бы потому, что частью pr-кампании фестиваля был тур «Приходи и свети». Даже если смотреть статистику просмотров и охвата в социальных сетях, Нижний Новгород составляет всего 30%. Много людей следят за нами по всей стране, а также заметен интерес зарубежной аудитории.
 

- Наконец, хочется узнать о планах: планируются ли еще какие-либо проекты в перспективе?

Думаю, мы делаем INTERVALS не последний раз, но пока рано говорить, будет ли он в следующем году. Может быть, стоит взять тайм-аут на два года – это будет своеобразный «интервал» для INTERVALS, чтобы создавать программу не искусственно, а приходить к ней, накапливая силы. Не исключено, что во время паузы мы будем создавать мелкие проекты, связанные с концертной деятельностью. Форма аудиовизуального концерта имеет большой потенциал, как и образование в медиаиндустрии. Но самое главное, нам бы хотелось видеть заинтересованность нижегородцев в проведении таких мероприятий. С их поддержкой появляется больше сил и мотивации поддерживать создавать подобные проекты.


Фото интервью: Никита Ледров

Фото интерьера: Александр Ивасенко

Создатели интерьера dreamlaser:
Дмитрий Соколов (Architectural Bureau Plombir) и 
Миша Маслов ([MISH] studio)


0 комментариев

Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)