Интервью

«Вазари» 2017

Интервью с куратором фестиваля «Вазари» Александром Курицыным

19.09.2017 19:14:09 Yaroslava Lapkovskaya
0

Уже традиционно в начале осени нижегородский Арсенал станет вместилищем неисчислимого множества познавательной литературы и гигабайтов интересной информации. Каждый год «Вазари» привносит что-то новое в концепцию повествования об искусстве. И эта осень, однозначно, подарит нам свежие взгляды на вопрос связи истории культуры с современностью.

 

Совсем скоро состоится открытие фестиваля текстов об искусстве «Вазари». Любителям культуры он хорошо знаком и близок по своему тематическому наполнению. В преддверии «Вазари» мы решили пообщаться с человеком, непосредственно вовлеченным в процесс создания данного фестиваля. «Nevvod» поговорил с сотрудником Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО и куратором фестиваля «Вазари» Александром Курицыным. О классике и о том, как нести её в массы с помощью развлекательных фестивалей, читайте в нашем интервью.

 

- Как появилась идея создания фестиваля, возможно, вас вдохновляли зарубежные выставки?

 

- Нижегородский Арсенал – часть большой российской музейной сети, филиалы которой находятся в восьми городах. У каждого центра есть собственное крупное событие. В большинстве случаев это масштабные выставки, например «Уральская индустриальная биеннале» в Екатеринбурге или «Ширяевская биеннале» в Самаре. Мы решили выбрать немного иной путь, сместив акценты с непосредственного созерцания искусства на его обсуждение. Так и появилась идея фестиваля текстов об искусстве «Вазари», главная цель которого – соединить искусство и зрителя через разговор, дискуссию, совместное размышление, показать полезность критического мышления. «Вазари» – продолжение политики нашего музея по отношению к зрителю – для нас важно не просто представить произведения и современных художников, но и выстроить с людьми, интересующимися искусством, долгосрочные отношения, дав возможность узнать чуть больше, чем может увидеть глаз.

Сами формат и направленность – фестиваль текстов об искусстве – уникальны. Подобных тематических букфестов в России не было, по крайней мере, до того момента, как появился «Вазари».


в2.jpg

 

- Арсенал – центр современных искусств. Почему именно он стал «домом» фестиваля о классике?

 

- Во-первых, современные художники давно «вдохновляются» историей искусств, работают с «вечными» темами и образами, и им зачастую интереснее разговаривать не только с коллегами, но и, условно, с Рембрандтом. Поэтому жестко противопоставлять современное классическому уже не совсем правомерно. Современность учитывает и стремиться работать с собственной историей. Во-вторых, для нас как для музея важно налаживать связь между прошлым и будущим, выстраивать линию развития искусства не через разрыв, а через общие интересы, выявить контрапунктные темы и проблемы, характерные не только для сегодняшних реалий в искусстве. В-третьих, фестиваль носит имя Джорджо Вазари – первого историка искусств, человека, который считается основателем современного искусствознания, и обращение к теме классики уже может быть достаточно оправдано этим фактом. И последнее, лично для меня «классика» – понятие во многом сконструированное. Часто она воспринимается как коллекция неких великих шедевров, созданных в иные, стародавние времена, но если всмотреться, то многие произведения, вошедшие в этот условный классический канон задним числом, в момент представления публике и миру не вызывали восторга, отвергались, подвергались обструкции, быстро забывались. Мне с помощью фестиваля любопытно, с одной стороны, попытаться посмотреть на искусство, считающееся сегодня классическим, глазами его современников, а с другой, разобраться с позиций современного знания, что именно сейчас стоит за понятием «классика», как, кем и зачем оно используется, каково значение классики в разных видах искусства. Перебрасывая мостик из «классики» в современность, мы можем провести огромное количество «полезных» параллелей, помогающих понять различия и сходства ценностей в обществе и культуре пару столетий назад и в современной российской реальности.

 

- В программе «Вазари» этого года значатся экскурсии. Какие из них, по вашему мнению, больше подходят людям, только начинающим знакомиться с культурологией? А какие – людям, уже хорошо разбирающимся в этой теме?

 

- Оптимальный выбор для новичков – экскурсии Игоря Петрова – историка, краеведа, сотрудника Управления охраны памятников Нижегородской области. Одна экскурсия будет посвящена архитектурным ансамблям Кремля эпохи Екатерины II и Николая I. На другой расскажут, как современные нижегородские архитекторы используют наследие классицизма; маршрут: Верхне-Волжская набережная, улицы Минина и Большая Печерская. Игорь Владимирович замечательный рассказчик. Думаю, это отличный способ взглянуть на город в новом свете.


в1.jpg

 

Для ценителей я бы посоветовал экскурсии по коллекциям Нижегородского государственного художественного музея: залы авангарда с искусствоведом Надеждой Юрасовой, русское искусство с арт-критиком из Петербурга Анной Толстовой и осмотр коллекции западно-европейского искусства вместе с «едкими» замечаниями Сергея Хачатурова.

 

- В рамках фестиваля пройдёт спектакль петербургского «театра post» под названием «Художник извне и внутри». Почему была выбрана именно эта постановка?

 

- Спектакль Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского идеально попал в  фестиваль: и по формату –  превращение, переосмысление искусствоведческого текста в произведение искусства, и по теме – как и зачем работать сегодня с классикой. Спектакль основан на книге искусствоведа, сотрудника Эрмитажа Аркадия Ипполитова, в которой он исследует дневник итальянского живописца 16 века Якопо Понтормо и наново комментирует жизнеописание, составленное Джорджо Вазари. Нужно сказать, что дневник Понтормо впечатляет своей простотой и производит странное впечатление, не оправдывая обычных ожиданий – в нем нет никаких прозрений и откровений художника, прочно занявшего место в истории искусств. Но зато его простота позволяет по-новому посмотреть на человека эпохи Возрождения, не с позиций восхищения гениальными рисунками, не из тумана славы и загадок, а побыть рядом, пожить его повседневностью, прочувствовать его искусство изнутри. Спектакль подготовлен специально для нас и именно в нашем городе состоится премьера, затем он будет показан в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

 

- Александр, «Вазари» известен своими книжными ярмарками с изобилием печатных изданий на разные темы культуры и искусства. В таком многообразии легко потеряться. Какую литературу вы бы порекомендовали к прочтению людям, начинающим свой путь в искусствознании?

 

- Строжайше рекомендую труд Эрнста Гомбриха «История искусств» – краткий, но емкий обзор всех периодов, знакомящий с важнейшими течениями и школами, наиболее яркими художниками, детально разобранными произведениями. Книга написана понятным языком, богато иллюстрирована, отлично издана и стоит своих денег. «Ad Marginem» сейчас издает множество популярных, нацеленных на широкую аудиторию книг по истории и теории искусства. Например, только что выпущена «Краткая история современной живописи» Герберта Рида об основных направлениях живописи 19-20 в. Сам я жду книгу Жоржа Диди-Юбермана «Перед образом», в которой он пытается пересмотреть отношение к истории искусств, с точки зрения важности чувственного восприятия. Эти книги можно будет найти на книжной ярмарке «Вазари», работающей все три дня фестиваля. Также на ней будет большой выбор книг по искусству для детей. Сейчас эта сфера переживает невиданный подъём – родители увлечены развитием своих детей, они хотят проводить время за чтением не скучно и с пользой, и по итогам этого чтения еще и сделать что-то вместе. И книжная индустрия на это откликается. На ярмарке будет множество книжек и практикумов по искусству, популярной науке, истории и так далее.


в3.jpg

 

- На афише фестиваля можно увидеть сайт Arzamas.academy. У «Вазари» есть совместный проект с небезызвестной «академией»?

 

- В прошлом году «Арзамас» выпустил фильм «Самая быстрая история русского искусства XX века», рассказывающий об основных вехах с 1900 года до начала двадцать первого столетия. А теперь они придумали оффлайн-часть – с лекциями и концертами. На «Вазари» приедет Андрей Сарабьянов –  известнейший исследователь русского авангарда, директор Центра авангарда – с лекцией о творчестве художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Их работы есть в коллекции Нижегородского государственного художественного музея и знакомы нижегородцам. Авангард – один из «брендов» русского искусства, который уже можно причисить к классике, поэтому нам особенно интересно услышать рассуждения Андрея Дмитриевича о том, можно ли кинуть художников авангардистов с корабля современности в вечность истории искусства. Кроме лекции запланирован концерт произведений российских композиторов начала 20 века, Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева в исполнении Московского ансамбля современной музыки.

 

- Наконец, не можем не поинтересоваться, что же было самым сложным в организации фестиваля текстов об искусстве «Вазари»?

 

- Сделать фестиваль одновременно ценным как для профессионалов в сфере культуры, так и для простых зрителей, сохранить баланс между пользой для высокой науки и доступом к увлекательному знанию. И, конечно же, бюрократия, куда без неё.


Подробности о фестивале – на официальном сайте http://vasarifest.ru/


Фото: Сергей Коротков, а также из личного архива Александра 

0 комментариев
Комментарии

чтобы можно было оставлять комментарии

наверх
Регистрация
или
Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг (пользовательское соглашение)